Цели урока.
1) Познакомить учащихся с историей возникновения логики как науки, хронологией ее развития, с основными ее понятиями;
2) развивать логическое мышление;
3) воспитывать интерес к предмету.
Ход урока.
I. Орг. момент.
II. Новая тема.
Логика - наука, изучающая законы и формы мышления. В логике мышление рассматривается как инструмент познания окружающего мира.
(Учащимся можно дать поручение заранее подготовить сообщения о различных деятелях науки, внёсших свой вклад в развитие логики.)
Основоположником логики считают Аристотеля (384-322 гг. до н.э.)
Родом Аристотель был из г. Стагира на Фракийском побережье полуострова Халькидика. Его отец был врачом и другом македонского царя Аминта II. Аристотель рос и учился вместе с сыном Аминта – будущим царём Филиппом II Македонским, и на протяжении всей жизни его судьба была тесно связана с македонским царским домом. В возрасте 18 лет Аристотель отправился в Афины к великому мыслителю Платону и провёл в его школе около 20 лет. Он был самым способным из учеников Платона, глубоко усвоившим его знания и идеи, но далеко не всегда согласным со своим учителем. В 343 г. до н.э. царь Филипп приглашает Аристотеля стать наставником своего сына Александра. Когда через несколько лет Александр сам становится царём, знаменитым Александром Македонским, Аристотель возвращается в Афины и собирает вокруг себя учащуюся молодёжь, которой читает курсы различных наук. В 323 г. до н.э. умер Александр Македонский и в Афинах победила антимакедонская партия. Аристотель, как друг и учитель Александра, вынужден был покинуть Афины. Год спустя он умер на острове Эвбея.
Он подверг анализу человеческое мышление и его формы: понятие, суждение, умозаключение. В определении Аристотеля логика представляет собой науку о выводе одних умозаключений из других сообразно их логической форме. В соответствии с этим логику Аристотеля называют формальной логикой. В своих трудах Аристотель впервые обосновал один из важнейших разделов логики – учение о суждениях и силлогизмах.
Первые идеи о «матемизации» логики появились в XVII в. Так франц. Философ и математик Рене Декарт (1596-1650) считал, что человеческий разум может постигнуть истину, если будет исходить из достоверных положений, сводить сложные идеи к простым, переходить от известного и доказанного к неизвестному, избегая каких-либо пропусков в логических звеньях исследований. Т.о., он рекомендовал в логике использовать общепринятые математические методы.
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) предложил детальную программу логических исследований методами математики. Он писал: «Никто не должен бояться, что наблюдение над знаками уведёт нас от вещеё: напротив, оно приводит нас к сущности вещей». Лейбниц предложил использовать в логике математическую символику и впервые высказал мысль о возможности применения в ней 2-ой СС. Так зарождалась математическая, или символическая, логика.
Отцом математической логики по праву считается англ. математик XIX в. -Джордж Буль (1815-1864), именем которого назван раздел математической логики – булева алгебра.
Дж. Буль родился в Линкольне (Англия) в семье мелкого торговца. Материальное положение его родителей было тяжёлым, поэтому Джордж смог окончить только начальную школу для детей бедняков; в других учебных заведения он не учился. Этим, может быть, отчасти объясняется, что, не связанный традицией, он пошёл в науке собственным путём. Буль самостоятельно изучил латынь, древнегреческий, немецкий и французский языки, изучил философские трактаты. С ранних лет Буль искал работу, оставляющую возможности для самообразования. После многих неудачных попыток Булю удалось открыть маленькую начальную школу, в которой он преподавал сам. Школьные учебники по математике привели его в ужас своей нестрогостью и нелогичностью, Буль вынужден был обратиться к сочинениям классиков науки и самостоятельно проштудировать обширные труды Лапласа и Лагранжа. В связи с этими занятиями у него появились первые самостоятельные идеи. Результаты своих исследований Буль сообщал в письмах профессорам математики (Д. Грегори, А. де Моргану) знаменитого Кембриджского университета и вскоре получил известность как оригинально мыслящих математик. В 1849 г. в г. Корк (Ирландия)открылось новое высшее учебное заведение – Куинз колледж, по рекомендации коллег-математиков Буль получил здесь профессуру, которую сохранил до своей смерти. Только здесь он получил возможность не только обеспечить старость родителей, но и спокойно, без мыслей о хлебе насущном, заниматься наукой. Здесь же он женился на дочери профессора греческого языка Мери Эверест, которая много помогала Булю в работе и оставила после его смерти интересные воспоминания о своём муже; она стала матерью четырёх дочерей Буля, одна из которых, Этель Лилиан Буль, в замужестве Войнич, - автор известного и в нашей стране романа «Овод».
Основные формы абстрактного мышления.
1. Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов. Например: портфель, стол.
2. Суждение (высказывание) – мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах. Суждения являются истинными или ложными повествовательными предложениями, они могут быть простыми или сложными.
Например:
Весна наступила.
Грачи прилетели.
Весна наступила, и грачи прилетели.
В логике Аристотеля рассматривались 4 вида суждений.
3. Умозаключение (силлогизм) – прием мышления, посредством которого из одного или нескольких суждений (посылок) на основании определенных правил получается новое суждение (заключение).
Например: все цветы – растения.
Все лютики – цветы.
Следовательно, все лютики – растения.
В силлогистике говорится о том, какие приёмы рассуждения позволяют делать правильные умозаключения, а какие приводят к ложным выводам и поэтому недопустимы.
Такие рассуждения, приводящие к явно нелепым выводам, называются софизмами.
Формальная логика связана с анализом наших обычных содержательных умозаключений, выражаемых разговорным языком.
Математическая логика изучает только умозаключения со строго определенными объектами и суждениями, для которых можно однозначно решить, истинны они или ложны, логические связи, лежащие в основе дедуктивного (логического) вывода.
III. Д/з. Придумать 4 суждения различного вида.