Пояснительная записка к тематическому планированию в 8-9 классах

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Обязательным минимумом содержания образования по информатике. Курс рассчитан на изучение в 8—9 классах общеобразовательной школы. Его содержание соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста.
 Согласно Федерального компонента базисного учебного плана, в основной школе предмет «Информатика и ИКТ» изучается в 8 классе в объеме 35 часов, в 9  классе - в объеме 70 учебных часов. На это количество учебного времени рассчитан объем учебных программ для 8 и 9 классов.
Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебно-методического комплекса, включающего в себя:
1.    Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ
учебник для 8 класса.
2.    Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ :
учебник для 9 класса.
3.    Информатика и ИКТ : задачник-практикум / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера.
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
4.    И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. Методическое пособие по преподаванию курса
«Информатика и ИКТ» в основной школе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
5.    И.Г. Семакин, Г.С. Вараксин. Структурированный конспект курса «Информатика и
ИКТ» в основной школе (в редакционной подготовке).
6.    Набор цифровых образовательных ресурсов.

Изучение информатики  и ИКТ на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
•    освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
•    овладение умениями работать  с различными  видами  информации  с  помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
•    развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
•    воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, избирательного отношения к полученной информации;
•    выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда;
•    формировать качества мышления, необходимые человеку для жизни в современном обществе;
•    создание  условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности;
•    развитие логических, математических, интеллектуальных способностей учащихся, обобщенных умственных умений;
•    помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы.
Задачи курса:
•     научить учащихся решать задачи более высокой, по сравнению с обязательным уровнем, сложности;
•    приобрести определенную информационную культуру;
•    приобщить учащихся к работе с дополнительной  литературой;
•    выделять логические приемы мышления и способствовать их осмыслению, развитию образного и ассоциативного мышления;
•    помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;
•    обеспечить диалогичность процесса обучения информатике и информационно-коммуникационным технологиям.
    Все основные принципы, составляющие научно-методическую и дидактическую основу представленного плана, полностью согласуются с Государственным образовательным стандартом (ГОС) основного общего образования по информатике и информационным технологиям и Примерной программой основного общего образования по информатике и информационным технологиям Семакина И.Г. и др.
Основная форма деятельность учащихся – это самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность  в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы. Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся.
 Формы промежуточной аттестации:
• Тематическое бумажное или компьютерное тестирование;
• Самостоятельные и контрольные работы по информатике;
• Решение задач;
• Устный ответ, с использованием иллюстративного материала;
• Письменный ответ по индивидуальным карточкам-заданиям;
     Имеются некоторые структурные отличия. Так в данной программе нет разделов «Текстовая информация и компьютер» (он был изучен в 6-7 классах на факультативных занятиях), «Модели и таблицы», «Базы данных», «Табличные вычисления на компьютере», «Искусственный интеллект и базы знаний» (они рассматриваются в 10-11 классах), но изучаются «Основы логики и логические основы компьютера».
Такое расположение материала способствует лучшему формированию в сознании учеников связи между принципами представления данных разного типа в компьютерной памяти и технологиями работы с ними.

Основное содержание (105 ч)

Тема 1.  Информация и информационные процессы (8 ч)
Информация. Информационные объекты различных видов. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей. Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.
Тема 2.  Компьютер как универсальное устройство обработки  информации (4 ч)
Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение и его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.
Данные и программы. Файлы и файловая система.
Тема 3.  Кодирование и обработка числовой информации (14 ч)
Кодирование числовой информации. Системы счисления. Перевод чисел в позиционных системах счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления.
Представление чисел в компьютере.
Тема 4.  Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (20 ч)
Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять).
Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Редактирование рисунков изображений.  Форматы графических файлов.
Компьютерные презентации. Дизайн презентаций и макеты слайдов. Переходы между слайдами с помощью кнопок и гиперссылок. Добавление в презентацию звуковых и видеофайлов.
Тема 5.  Алгоритмизация и основы программирования  ( 34 ч.)
Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека.
Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).
Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования, их классификация.
Правила представления данных. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы.
Этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование.
Тема 6. Основы логики.  Логические основы компьютера (18 ч)
Формы мышления. Алгебра логики. Логические законы и правила преобразования логических выражений. Решение логических задач. Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы. Сумматор. Триггер.
Резерв свободного учебного времени  (7 ч) 

Категория: